Миссия

Музей стрит-арта – это уникальная территория искусства, которая объединила в себе галерейное пространство, уличную культуру и индустриальную эстетику.  

Миссия музея заключается в том, чтобы способствовать созданию, сохранению и изучению произведений искусства, переосмыслению актуальных мировых художественных процессов и трансляции новых идей через выставки и работы художников.

Мы проектируем новый мир, заботимся о внедрении нового подхода к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов посредством творческих практик и современного искусства. Для реализации этой миссии приглашаются художники из разных регионов России, Европы и мира.

Миссия

Музей стрит-арта – это уникальная территория искусства, которая объединила в себе галерейное пространство, уличную культуру и индустриальную эстетику.  

Миссия музея заключается в том, чтобы способствовать созданию, сохранению и изучению произведений искусства, переосмыслению актуальных мировых художественных процессов и трансляции новых идей через выставки и работы художников.

Мы проектируем новый мир, заботимся о внедрении нового подхода к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов посредством творческих практик и современного искусства. Для реализации этой миссии приглашаются художники из разных регионов России, Европы и мира.

История

Музей стрит арта располагается на территории действующего завода слоистых пластиков. Завод был основан в 1945 году в Ленинграде и в первые послевоенные годы располагался на территории Петроградской стороны. В 1950 году завод переехал в район Большой Охты и теперь располагается по адресу Шоссе Революции д. 84. Одним из главных направлений в специализации предприятия стало производство декоративных бумажно слоистых пластиков (ДБСП).

Этим материалом, например, отделывают лифты, эскалаторы, поезда и кухонные столешницы. Однако продукция завода применялась практически во всех отраслях промышленности СССР. В 1994 г., в соответствии с российскими экономическими реформами, завод был приватизирован и впоследствии стал акционерным обществом открытого типа – АООТ «Завод слоистых пластиков». В это время завод сокращает производство, вследствие чего многие цеха на территории остаются заброшенными.

Сейчас предприятие занимает почти 11 гектаров индустриальной зоны. Перед инвесторами возник очень сложный вопрос о судьбе помещений, вышедших из производства. Им не раз предлагали построить на этом месте жилой квартал или торгово-развлекательный комплекс. Тем не менее, появилась мысль о сохранении производства, а также о ревитализации территории, преобразовании ее в городское культурное пространство.

Окончательная идея

Окончательная идея о создании музея пришла учредителям после граффити-вечеринки, прошедшей в одном из заброшенных в 90-е цехов летом 2011 года. Уже в 2012 году Министерство юстиции РФ зарегистрировало по адресу Россия, Санкт-Петербург, шоссе Революции, 84 частное учреждение культуры «Музей Стрит-Арта Санкт-Петербург».

Это была инициатива владельца Завода слоистых пластиков Дмитрия Зайцева, ставшего впоследствии председателем попечительского совета музея. Основная идея Дмитрия Зайцева заключалась в оптимизации труда рабочих с помощью искусства. Он осознал, что необходимо изменить депрессивную атмосферу индустриальной зоны, на которой рабочие проводят большую часть своего дня, и решил создать пространство, где хочется работать с интересом. Таким образом, изначально проект отталкивался от идеи благоустройства территории непосредственно для рабочих завода. Рабочие завода не сразу привыкли к новой среде, но затем стали активно взаимодействовать с художниками, помогать им в создании росписей, обсуждать проекты между собой и с авторами.

Позже музей приобрел более масштабные амбиции – изменить городскую среду, стать частью художественного сообщества, сделать экспозицию доступной для всех. В распоряжении организаторов оказалась территория, свободная от производства, которая требовала благоустройства. Для проведения восстановительных работ устроили серьезный конкурс среди нескольких российских и иностранных архитектурных бюро. Одно из условий – сохранить промышленную застройку. Конкурс выиграло финское архитектурное бюро JKMM Architects, однако реализацией проекта занялись архитекторы из бюро «Лес». Реновация территории происходила постепенно: каждый год площадка немного менялась, сохраняя при этом характерные черты индустриальной эстетики, появлялись новые элементы благоустройства – дорожки, зоны, отдыха, кафе и пр.

Таким образом, с 2014 года территория завода делится на две зоны – постоянную экспозицию на действующем производстве Завода слоистых пластиков, где находится ежегодно пополняемая коллекция монументальных росписей современных уличных художников, и публичную площадку, где располагаются временные выставки и проходят мероприятия.

Постоянная экспозиция

Поскольку ранее не было прецедентов по созданию музея стрит-арта,  была возможность устанавливать свои принципы работы с произведениями уличных художников. Конечно, можно было пойти по пути  традиционных музеев – закупить «базовую коллекцию» холстов, скульптур, инсталляций, которая и стала бы основой будущего музея. Однако решили сделать иначе – приглашать художников на завод, чтобы те создавали произведения непосредственно на территории завода.

Постоянная экспозиция Музея стрит-арта – это уникальный проект, которому нет аналогов во всем мире. Ее главная цель – формировать историю современного уличного искусства, сохранять произведения, изучать жанры, стили, техники, направления, взаимосвязи субкультурных явлений и творчество отдельных художников.

Первая работа в рамках постоянной экспозиции появилась на заводе в 2013 году. На сегодняшний день – за шесть лет существования музея – коллекция насчитывает уже более 60 работ современных авторов, которые можно увидеть в рамках экскурсии по территории и помещениям завода. В коллекции музея уже находятся произведения таких художников как Паша 183, SpY, Кирилл КТО, Escif, Тимофей Радя, Gio Pistone, Слава Птрк, Kouka Ntadi, Никита Nomerz, Guido Bisagni (108) и многих других. Постоянная экспозиция регулярно пополняется. В 2018 году музей выпустил первый каталог постоянной экспозиции.

В ближайшие пять лет, кроме пополнения коллекции под открытым небом, будет формироваться книжный фонд, а также тематический архив фотографий, графики, живописи и скульптуры. Что немаловажно, на базе музея в 2019 году будет работать ретроспективная экспозиция, открывающая зрителю то, как формировался и развивался феномен уличного искусства.

Проекты музея прошлых лет

Выставка
2019

Выставка «Тетрадь/Шум»

С 8 по 23 августа в Музее стрит-арта пройдет pop-up выставка «Тетрадь / Шум». Серия выставок «Тетрадь» существует уже седьмой год. Главные ее участники и авторы — студенты СПбГУ, а…

Выставка
2019

«Хоть стой, хоть падай»

18 мая в Музее стрит-арта состоялось открытие нового летнего сезона 2019 масштабной выставкой «Хоть стой, хоть падай», куратором которой выступил петербургский уличный художник Максим Има. Проект объединил более 45 участников…

Выставка
2019

«Паша 183. Ретроспектива»

17 ноября в Музее стрит-арта открылась ретроспективная выставка, посвящённая творчеству одного из самых известных уличных художников страны Павлу Пухову, более известного как Паша 183. Экспозиция разместилась на 3х этажах бывшего...
Выставка
2018

«Граффити в эпоху интернета»

Игорь Поносов организовал групповую выставку, посвященную субкультуре граффити, которая берет свое начало в Нью-Йорке 70-х годов. Куратор ведет историю уличного искусства к сегодняшнему дню, к вопросам о том, как оно...
Выставка
2018

«Сказочная страна Стритартия»

Пятый, юбилейный сезон музея открылся выставкой «Сказочная страна Стритартия». Куратор, Андрей Зайцев, собрал более 40 художников, которые на протяжении процесса подготовки к выставке занимались интерпретацией современных мифов. Куратор предложил подумать...
Выставка
2017

«Праздник к вам приходит»

Четвертый сезон в Музее уличного искусства был посвящен празднованию столетия революции 1917 года. Выставка носила революционный характер не только в исторической привязке ко времени и месту (Музей расположен на шоссе...
Выставка
2016

Сергей Карев «Съеденный бог»

В этом же году прошла первая персональная выставка известного петербургского художника Сергея Карева «Съеденный бог». Музей представил его серию скульптур, повествующую о связи и противоборстве природного и социального, поклонения и...
Выставка
2016

«Через границы / Сквозь ограничения»

Основная тема проекта для третьего сезона «Через границы/Сквозь ограничения» имела отношение к миграционному кризису. Куратором проекта стал британский антрополог и исследователь стрит-арта Рафаэль Шактер. Идея выставки отражена в ее названии,...