Миссия

Музей стрит-арта – это уникальная территория искусства, которая объединила в себе галерейное пространство, уличную культуру и индустриальную эстетику.  

Миссия музея заключается в том, чтобы способствовать созданию, сохранению и изучению произведений искусства, переосмыслению актуальных мировых художественных процессов и трансляции новых идей через выставки и работы художников.

Мы проектируем новый мир, заботимся о внедрении нового подхода к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов посредством творческих практик и современного искусства. Для реализации этой миссии приглашаются художники из разных регионов России, Европы и мира.

Миссия

Музей стрит-арта – это уникальная территория искусства, которая объединила в себе галерейное пространство, уличную культуру и индустриальную эстетику.  

Миссия музея заключается в том, чтобы способствовать созданию, сохранению и изучению произведений искусства, переосмыслению актуальных мировых художественных процессов и трансляции новых идей через выставки и работы художников.

Мы проектируем новый мир, заботимся о внедрении нового подхода к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов посредством творческих практик и современного искусства. Для реализации этой миссии приглашаются художники из разных регионов России, Европы и мира.

История

Музей стрит арта располагается на территории действующего завода слоистых пластиков. Завод был основан в 1945 году в Ленинграде и в первые послевоенные годы располагался на территории Петроградской стороны. В 1950 году завод переехал в район Большой Охты и теперь располагается по адресу Шоссе Революции д. 84. Одним из главных направлений в специализации предприятия стало производство декоративных бумажно слоистых пластиков (ДБСП).

Этим материалом, например, отделывают лифты, эскалаторы, поезда и кухонные столешницы. Однако продукция завода применялась практически во всех отраслях промышленности СССР. В 1994 г., в соответствии с российскими экономическими реформами, завод был приватизирован и впоследствии стал акционерным обществом открытого типа – АООТ «Завод слоистых пластиков». В это время завод сокращает производство, вследствие чего многие цеха на территории остаются заброшенными.

Сейчас предприятие занимает почти 11 гектаров индустриальной зоны. Перед инвесторами возник очень сложный вопрос о судьбе помещений, вышедших из производства. Им не раз предлагали построить на этом месте жилой квартал или торгово-развлекательный комплекс. Тем не менее, появилась мысль о сохранении производства, а также о ревитализации территории, преобразовании ее в городское культурное пространство.

Окончательная идея

Окончательная идея о создании музея пришла учредителям после граффити-вечеринки, прошедшей в одном из заброшенных в 90-е цехов летом 2011 года. Уже в 2012 году Министерство юстиции РФ зарегистрировало по адресу Россия, Санкт-Петербург, шоссе Революции, 84 частное учреждение культуры «Музей Стрит-Арта Санкт-Петербург».

Это была инициатива владельца Завода слоистых пластиков Дмитрия Зайцева, ставшего впоследствии председателем попечительского совета музея. Основная идея Дмитрия Зайцева заключалась в оптимизации труда рабочих с помощью искусства. Он осознал, что необходимо изменить депрессивную атмосферу индустриальной зоны, на которой рабочие проводят большую часть своего дня, и решил создать пространство, где хочется работать с интересом. Таким образом, изначально проект отталкивался от идеи благоустройства территории непосредственно для рабочих завода. Рабочие завода не сразу привыкли к новой среде, но затем стали активно взаимодействовать с художниками, помогать им в создании росписей, обсуждать проекты между собой и с авторами.

Позже музей приобрел более масштабные амбиции – изменить городскую среду, стать частью художественного сообщества, сделать экспозицию доступной для всех. В распоряжении организаторов оказалась территория, свободная от производства, которая требовала благоустройства. Для проведения восстановительных работ устроили серьезный конкурс среди нескольких российских и иностранных архитектурных бюро. Одно из условий – сохранить промышленную застройку. Конкурс выиграло финское архитектурное бюро JKMM Architects, однако реализацией проекта занялись архитекторы из бюро «Лес». Реновация территории происходила постепенно: каждый год площадка немного менялась, сохраняя при этом характерные черты индустриальной эстетики, появлялись новые элементы благоустройства – дорожки, зоны, отдыха, кафе и пр.

Таким образом, с 2014 года территория завода делится на две зоны – постоянную экспозицию на действующем производстве Завода слоистых пластиков, где находится ежегодно пополняемая коллекция монументальных росписей современных уличных художников, и публичную площадку, где располагаются временные выставки и проходят мероприятия.

Постоянная экспозиция

Поскольку ранее не было прецедентов по созданию музея стрит-арта,  была возможность устанавливать свои принципы работы с произведениями уличных художников. Конечно, можно было пойти по пути  традиционных музеев – закупить «базовую коллекцию» холстов, скульптур, инсталляций, которая и стала бы основой будущего музея. Однако решили сделать иначе – приглашать художников на завод, чтобы те создавали произведения непосредственно на территории завода.

Постоянная экспозиция Музея стрит-арта – это уникальный проект, которому нет аналогов во всем мире. Ее главная цель – формировать историю современного уличного искусства, сохранять произведения, изучать жанры, стили, техники, направления, взаимосвязи субкультурных явлений и творчество отдельных художников.

Первая работа в рамках постоянной экспозиции появилась на заводе в 2013 году. На сегодняшний день – за шесть лет существования музея – коллекция насчитывает уже более 60 работ современных авторов, которые можно увидеть в рамках экскурсии по территории и помещениям завода. В коллекции музея уже находятся произведения таких художников как Паша 183, SpY, Кирилл КТО, Escif, Тимофей Радя, Gio Pistone, Слава Птрк, Kouka Ntadi, Никита Nomerz, Guido Bisagni (108) и многих других. Постоянная экспозиция регулярно пополняется. В 2018 году музей выпустил первый каталог постоянной экспозиции.

В ближайшие пять лет, кроме пополнения коллекции под открытым небом, будет формироваться книжный фонд, а также тематический архив фотографий, графики, живописи и скульптуры. Что немаловажно, на базе музея в 2019 году будет работать ретроспективная экспозиция, открывающая зрителю то, как формировался и развивался феномен уличного искусства.

Проекты музея прошлых лет

Выставка
2019

«Паша 183. Ретроспектива»

17 ноября в Музее стрит-арта открылась ретроспективная выставка, посвящённая творчеству одного из самых известных уличных художников страны Павлу Пухову, более известного как Паша 183. Экспозиция разместилась на 3х этажах бывшего...
Выставка
2018

«Граффити в эпоху интернета»

Игорь Поносов организовал групповую выставку, посвященную субкультуре граффити, которая берет свое начало в Нью-Йорке 70-х годов. Куратор ведет историю уличного искусства к сегодняшнему дню, к вопросам о том, как оно...
Выставка
2018

«Сказочная страна Стритартия»

Пятый, юбилейный сезон музея открылся выставкой «Сказочная страна Стритартия». Куратор, Андрей Зайцев, собрал более 40 художников, которые на протяжении процесса подготовки к выставке занимались интерпретацией современных мифов. Куратор предложил подумать...
Ярмарка
2017

Ярмарка современного искусства SAM FAIR

В Музее стрит-арта 30 сентября и 1 октября 2017 прошла первая Ярмарка современного искусства. SAM FAIR (Street Art Museum Fair) объединила на одной площадке более 100 самостоятельных художников и независимые...
Выставка
2017

«Праздник к вам приходит»

Четвертый сезон в Музее уличного искусства был посвящен празднованию столетия революции 1917 года. Выставка носила революционный характер не только в исторической привязке ко времени и месту (Музей расположен на шоссе...
Выставка
2016

Сергей Карев «Съеденный бог»

В этом же году прошла первая персональная выставка известного петербургского художника Сергея Карева «Съеденный бог». Музей представил его серию скульптур, повествующую о связи и противоборстве природного и социального, поклонения и...
Выставка
2016

«Через границы / Сквозь ограничения»

Основная тема проекта для третьего сезона «Через границы/Сквозь ограничения» имела отношение к миграционному кризису. Куратором проекта стал британский антрополог и исследователь стрит-арта Рафаэль Шактер. Идея выставки отражена в ее названии,...
Выставка
2015

«Вспомни завтра»

Кураторы выставки, открывшей второй сезон Музея стрит-арта, Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, решили сделать ее основной темой время: переживания прошлого, ожидание неизвестного будущего и способность художников его предвидеть и предчувствовать...