Новости

Победитель конкурса «Критикуя, предлагай!»

В сентябре Музей стрит-арта совместно с Public Art Center запустил открытый конкурс концепций паблик-арта для Болотной набережной Москвы. На открытии выставки по итогам конкурса был выбран победитель — им стал московский автор Тарас Желтушев.

Выставка бумажного паблик-арта

Макет объекта можно увидеть на «Выставке бумажного паблик-арта» в Музее стрит-арта каждые выходные с 12 до 18. Всего в экспозиции представлено 18 проектов от команд со всей России — видео, анимация, скульптура, AR-маски и рендеры. Выставка доступна по входному билету. Купить по ссылке.

Работа Тараса Желтышева — кинетический объект для Болотной набережной, в котором движущиеся блоки становятся частями изменчивого человеческого лица. В отличии от многих альтернативных предложений, скульптура Желтушева в определенном смысле «самовыражена» — ее прочтение в городском ландшафте Москвы не требует погружения в артист-стейтмент, знания концептуальных отсылок или текущих трендов в направлении искусства.

В соприкосновении со статикой старого центра Москвы, в контакте с архитектурной средой Болотного острова, персонаж художника привлекает внимание последовательно вращающимися частями, как отлаженный механизм перемен и перевоплощений — тех, что происходят с самим городом, стремительно развивающимся и меняющимся последние 20 лет. Проще говоря, движение Москвы — реконструкции, застройки, исчезновение старого и появление нового — считываются дольше, потому что преобразование ткани города, в котором мы живем ежедневно, так распределено в масштабах, что требуют большего времени внимания для осознания. Москва движется постоянно, но мы движемся вместе с ней, поэтому замечаем это не сразу. А объект Желтушева — чистое воплощение жизни города в уменьшенном, доступном каждому масштабе. Как маленькое зеркало городской жизни.

Здесь стоит добавить, что исторически город и архитектура — отражение состояния общества. Голова постоянно меняется в лице, как меняется и город, в зависимости от обстоятельств — архитектура и монументы фиксируют эти обстоятельства, становятся памятником времени. В таком случае объект Желтушева становится заслуженным памятником перемен и движения, которые объединяют разные времена.

Кроме того, сам контекст Болотного острова — исторического района Москвы, который сегодня нам известен во многом благодаря духу перемен и важным социально-политическим событиям — вместе с Желтушевым приобретает другой оттенок и подчеркивает своё многообразие, текучесть, готовность измениться и, что важно — единство формы, несмотря на кажущиеся различия. Массив частей скульптуры вращается все время, не распадаясь, а каждый раз образуя единое целое. Именно на это обратил внимание сам художник, говоря о том, что работа посвящена прежде всего целостности и общности. Центральный российский мегаполис — пространство полного разнообразия — декларирует в этой работе собственное единство, один организм городской жизни, в котором есть разные вкусы, взгляды, тенденции и способы существования. В отличии от работы Фишера, объект Желтушева в этом плане действительно  более локален — он не требует, как мы говорили, особых знаний, и не обращается к европейской истории искусств, при этом не общаясь, к слову, и к отечественной школе — его «неконтекстуальность» делает его доступным, и эта же «неконтекстуальность», отрыв от видимых связей с культурой, становится основным его элементом, за которым обнаруживаются чистые смыслы и формы.